искать только в данном разделе
Поиск предоставляется Нигма.РФ
 

Руководители бывают разные...

2 августа 2010

«Разделяй и властвуй» или «Босс всегда прав»? Краткий путеводитель по стилям управления

Руководители бывают разные...

Пользователь форума Rabota.ru Bubl-Gamma интересуется: «Начальство вообще бывает хорошим?» На что другой участник под ником Dr.House M.D отвечает: «Помните, была по телеку реклама какого-то сыра? "Нет, сынок, это фантастика!" Хотя, если кроме шуток — я искал хорошее начальство. Это был один из критериев, по которым я искал себе место. <...> Искал долго». Интересно, а как хороший руководитель ведет себя с подчиненными?

Стили управления — совместить и применить

Главу любого предприятия можно сравнить с главой государства. В зависимости от ситуации на финансовом рынке, он должен выбирать правильную политику, чтобы вести свою компанию к росту и процветанию. Как известно, политика бывает не только внешней, но и внутренней. Исследователи считают (и небезосновательно), что управление персоналом — один из знаковых факторов эффективной работы организации. От грамотного менеджмента на всех уровнях и зависит в конечном итоге общее благополучие компании.

В теории управления большинство ученых выделяет три основных стиля — авторитарный, демократический и либеральный, которые в чистом виде на практике не существуют. Авторитарность полностью противопоставлена либерализму и демократии, однако почти в любой компании можно увидеть черты всех трех стилей управления.

Директивный (авторитарный) стиль, или «Я сам»

Данный вид управления можно условно назвать единоличным. Принимать и отменять решения может только руководитель, который не будет прислушиваться к мнению своих подчиненных. В числе основных методов воздействия у руководителя-диктатора — приказ, выговор, наказание и разного рода штрафы. Казалось бы, целесообразность этой модели управления вызывает сомнения. Но к безусловным плюсам авторитарного стиля можно отнести его эффективность в нестабильных экономических ситуациях. Быстро принять решение и выполнить его — самая лучшая политика в условиях, например, финансового кризиса. В качестве иллюстрации — автомобильная корпорация Генри Форда. Благодаря его жесткому стилю управления, империя «Форд» в середине прошлого века захватила более половины рынка. Как видим, у приверженцев диктатуры есть все шансы стать монополистами в своей сфере. Но рядом с сильными сторонами всегда есть слабые — в компаниях, где кнут используется без пряника, резко падает инициатива работников. И это вполне понятно. Постоянный контроль со стороны руководства совершенно не способствует самостоятельности в принятии решений.

Демократический (коллегиальный) стиль, или «Мы посоветовались, и я решил»

Основной акцент делается на грамотном распределении обязанностей и полномочий между всеми сотрудниками компании. Как и в любом демократическом обществе, все имеют право голоса. Вряд ли руководитель станет принимать окончательное решение по тому или иному вопросу, не приняв во внимание мнение своих подчиненных. Те, кто избрал демократический стиль, большое внимание уделяют психологической обстановке в коллективе. Приказы применяются только в случае крайней необходимости. В отличие от диктаторов, в арсенале у демократов есть разного рода поощрения: премия за успешно выполненное задание повышает уровень исполнительности гораздо лучше, нежели страх выговора или того хуже — увольнения. Также имеют место различные материальные и нематериальные мотивации. Личным опытом поделилась участница форума Rabota.ru Sokolova: «В нашей компании есть премии по итогам работы, но и то если руководитель побеспокоится на этот счет (в каждом отделе свои правила). Для руководителей и тех, кому по работе нужно знание иностранного языка, предусмотрены курсы <...> Стандартный соцпакет. На все крупные и интересные праздники в компании организовывают поздравления (на 8 марта были приглашены "мексиканцы", на день шоколада каждому сотруднику выдали по шоколадке на выбор). Во время активности гриппозных микробов были закуплены специальные аппараты по очистке и ионизации воздуха, их периодически включали и ставили посреди отделов». Итак, в стабильной ситуации демократический стиль — самое выгодное решение. Благодаря системе бонусов и возможности участвовать в принятии решений, сотрудники чувствуют себя частью компании.

Либеральный (нейтральный) стиль, или «Все, что ни делается, — к лучшему»

Такой стиль уместен в творческих коллективах, где нет необходимости в жестких планах и стандартах. Чаще всего каждый сотрудник компании в какой-то мере берет на себя роль руководителя и организатора, поскольку творческая индивидуальность подразумевает самостоятельность. Поэтому непосредственный руководитель находится «в тени» — его участие в производственном процессе минимально. Ему не требуются ни жесткость диктатора, ни рассудительность демократа. Но стоит отметить, что такая самоорганизация коллектива и его гибкость идут компании только на пользу — действуя по обстоятельствам, проще осуществить крупные проекты. Это взяли на заметку руководители японской компании «Sony». Не требовать выполнения планов при непредвиденных обстоятельствах и суметь перестроить работу, когда есть возможность получить незапланированную прибыль — прекрасные идеи для совершенствования бизнеса.

А что скажут специалисты?

По мнению аналитиков, в данный момент управление в России осуществляет постепенный переход от авторитарного к демократическому стилю. В Европе и Америке гуманистическое отношение руководителя к подчиненным имеет место уже более пятидесяти лет. Вероятно, у глав отечественных компаний еще сохранилось предвзятое мнение о том, что подчиненные несколько неорганизованны и им необходима «твердая рука». В отличие от российской управленческой традиции, на Западе во главу угла ставится не конечная цель работы, а человек — сотрудник компании. Руководители давно поняли важность работы с персоналом и внимания к людям. Поэтому на Западе возможность воспользоваться услугами корпоративного психолога или полис дополнительного медицинского страхования — не привилегия компании, а норма.

Много сказано о том, что мужчины и женщины управляют по-разному. Существует, например, мнение о склонности женщин выбирать демократический стиль управления, тогда как мужчины обычно тяготеют к авторитаризму. С этим согласился ведущий специалист кадрового центра «Юнити» Виталий Лаврентьев: «Как правило, выбор модели поведения с подчиненными зависит от гендерной принадлежности руководителя, так как сама по себе она создается обществом как социальная модель человека. Она определяет его положение и роль в обществе. А отсюда формируются и стили управления людьми».

Исполнительный директор кадрового агентства Kelly Services Юрий Ефросинин считает, что грамотный руководитель должен сочетать все три стиля управления в зависимости от ситуации в команде. «Например, на этапе обсуждения проекта использовать демократический стиль, позволяющий всем высказаться на тему способов реализации проекта, — комментирует Юрий Ефросинин. — На этапе реализации нужен авторитарный стиль, нацеленный на соблюдение сроков и уровня качества исполнения. Либеральный стиль нужен в вопросах, которые руководитель хочет делегировать команде или не считает важными для себя — разрешить джинсы в офисе, если, например, сотрудники не встречаются с клиентами, или полностью отдать на откуп команде организацию тимбилдинга, ограничив простор творчества бюджетом.

Разные стили руководитель может использовать даже в одной команде, но по отношению к разным сотрудникам. Демократический с творческой «звездой» и строго авторитарный с новичком или отстающим сотрудником — «делай, как я сказал». От умения представать перед подчиненными в разных масках, как это делал Гудвин в сказке про Элли, зависит результат команды и эффективность деятельности самого руководителя».

<Орфография и пунктуация участников форума частично сохранены> 

Ксения Герасимова
Rabota.ru

 

RSS
     
0

Другие статьи по темам: руководство, управление персоналом, стили управления, авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль

найти работу и вакансии