искать только в данном разделе
Поиск предоставляется Нигма.РФ
 

Век живи — век повышай квалификацию

21 сентября 2010

О пользе приобретения новых знаний

Век живи — век повышай квалификацию

Знаете ли вы, что ценность специалиста, как и хорошего вина, со временем только повышается? Конечно, при условии, что о нем постоянно заботятся: соблюдают баланс работы и отдыха, вовремя мотивируют, а главное — поддерживают знания и навыки на нужном уровне.

Давно прошли те времена, когда, получив диплом о высшем образовании, люди могли всю жизнь работать, не задумываясь о повышении квалификации. Сегодня оконченное высшее — лишь фундамент будущей карьеры, для успешного развития которой необходимо постоянно держать руку на пульсе и повышать свой профессиональный уровень.

Любой специалист через несколько лет после окончания вуза начинает терять часть приобретенных навыков. Чтобы поддерживать свои знания в тонусе, работнику необходимо посвящать изучению последних достижений в своей профессиональной сфере не менее 4-6 часов в неделю. К примеру, специалист или менеджер, ежемесячно прочитывающий одну-две книги, показывает результаты в три-четыре раза лучше, чем тот, кто совсем не интересуется профессиональной литературой.

Современная ситуация на рынке труда такова, что около 70% рабочих мест предполагают умственный труд и менее 30% — физический, тогда как пятьдесят лет назад соотношение было обратным. И если раньше необходимость в дополнительном обучении затрагивала лишь руководящий состав компаний и специалистов узкого профиля, то теперь это касается персонала всех уровней.

Для кого знания — сила?

Сегодня многие сферы бизнеса развиваются столь стремительно, что даже опытные специалисты вынуждены постоянно повышать свою квалификацию, посещая разнообразные курсы и семинары.

Известно, что за средний период своей трудовой деятельности (40-45 лет) работник должен 4-5 раз пройти переподготовку. Более того, те, кто работают в области информационных технологий или просто используют их в своей деятельности, должны повышать квалификацию не реже одного раза в год, иначе их стоимость на рынке труда значительно снижается.

По мнению Валерии Дворцевой, генерального директора КА «Визави Консалт», постоянно повышать свой профессиональный уровень нужно в тех сферах, где важны формальные знания, а не только опыт, а также там, где часто происходят изменения. Например, это область финансов, бухгалтерии, юриспруденции – все, что связано с постоянно меняющимся законодательством. Во всех остальных случаях работодателям больше интересны кандидаты с требуемыми компетенциями. А сертификат о повышении квалификации — это всего лишь предположение, что человек освоил теоретические (реже — практические) навыки в какой-то области. «Мы все учились понемногу – чему-нибудь и как-нибудь»… Вопрос — насколько оправдывается предположение и ожидание требуемой квалификации.

А Екатерина Белецкая, начальник отдела по работе с персоналом TNT Express в России, считает, что повышение квалификации — обязательная процедура для всех сотрудников. «Мы с удовольствием привлекаем кандидатов с сертификатами о повышении квалификации, и на некоторые позиции это является желательным требованием. Более того, из двух претендентов на одну и ту же должность предпочтение мы отдадим кандидату с сертификатом. Однако в случае, если соискатель нам очень интересен и мы видим его богатый потенциал, то готовы помочь ему с обучением. Он получит сертификат в течение нескольких месяцев, так как TNT Express уделяет особое внимание развитию и обучению своих сотрудников».

На вкус и цвет

Если руководство компании готово оплачивать курсы повышения квалификации, то, как правило, и учебное заведение будет выбрано в зависимости от пожеланий организации. В случае, когда проблему профессионального роста работник решает без поддержки работодателя, то место обучения, время и длительность курса он может выбирать уже по собственному усмотрению.

Обычно самым принципиальным вопросом при выборе заведения становится срок обучения. Всего различают три вида длительности курсов: долгосрочные (больше года), среднесрочные (до года) и краткосрочные (до 72 часов). Большинство работников сегодня предпочитают среднесрочные программы обучения, поскольку они имеют ряд преимуществ. Краткосрочные курсы не дают систематизированных знаний, а долгосрочные слишком трудоемки и не всегда полностью соответствуют профилю работы специалиста.

Выбрав курс обучения, стоит ознакомиться с учебным планом и программой, где указаны дисциплины, количество часов и вид итоговой работы. Также имеет смысл подробнее узнать о преподавателях — являются ли они практикующими специалистами или просто теоретиками.

Счет, пожалуйста!

Если работодатель готов инвестировать повышение квалификации работника, это говорит о его дальновидности. В лояльных компаниях затраты на обучение закладываются руководством в бюджет заранее, а отсутствие у сотрудников стремления к знаниям считается недобросовестным отношением к обязанностям.
Подобным опытом в компании TNT Express в России поделилась Екатерина Белецкая: «Мы имеем большой портфель программ по обучению и развитию персонала, и значительная часть бюджета расходуется на эти цели. Российский филиал TNT Express — первая и единственная компания в нашей стране, аккредитованная по международной программе Investor in People. Эти инвестиции оправдываются, так как бизнес компании растет год от года, и, на мой взгляд, это происходит благодаря высококвалифицированному персоналу, который работает у нас».

Бесспорно, ситуация, когда работодатель платит за обучение сотрудников, выигрышна для обеих сторон. Работодатель показывает свою заинтересованность в сотруднике и получает специалиста нужного профессионального уровня. Кандидат же бесплатно повышает свою квалификацию и получает дополнительный стимул для плодотворной работы.

Но, по словам Юны Скобликовой, далеко не каждый работодатель решается на обучение сотрудников, так как не может быть уверен в том, что работники смогут успешно применять новые знания на практике или не уйдут из компании сразу после обучения.

Поэтому в современных экономических условиях больше распространена ситуация, когда работодатель хочет иметь хорошо подготовленный персонал, не прилагая усилий для обучения сотрудников. Ведь деньги, вкладываемые в повышение квалификации работников, до сих пор рассматриваются многими руководителями как затраты, а не как инвестиции.

В таком случае самым заинтересованным лицом в повышении своего профессионального уровня оказывается сам сотрудник. Соответственно, он самостоятельно оплачивает свое дополнительное обучение. Главный плюс таких взаимоотношений в том, что когда уровень подготовки работника позволит ему рассчитывать на лучшее место работы, он без сожалений сможет перейти в новую компанию.

По мнению Валерии Дворцевой, на вопрос, кто должен оплачивать курсы повышения квалификации, есть давно известный ответ: «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует»… Смотря чей это запрос и кому нужнее. Считается, что человек должен сам оплачивать хотя бы часть курсов повышения квалификации, иначе его мотивация на учебу будет минимальна.

Расти квалификация, большая и маленькая!

К сожалению, сегодня достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют, что через несколько лет ваша квалификация не выйдет в тираж. Работа на всю жизнь становится все большей редкостью, и для успешной карьеры учебный процесс должен продолжаться на протяжении всей трудовой биографии.

Гуля Ягудина
Rabota.ru

 

RSS
     
0

Другие статьи по темам: сотрудники, Обучение, работодатель, квалификация, знания, переподготовка

найти работу и вакансии