Зачем компании создают базовые кафедры

Зачем компании создают базовые кафедры
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 16 августа 2016

В советское время иметь базовую кафедру в одном из ведущих вузов считалось хорошими тоном для крупных КБ и НИИ. В последнее время в образование хлынули коммерческие структуры, которые хотят находить перспективных студентов. «Работа.ру» выяснила, зачем компании организуют базовые кафедры и как оценивают инвестиции.
Базовая кафедра представляет собой площадку, на которой сотрудничают университеты и компании. Создаются они чаще в финансовых и технических вузах: потенциальные работодатели их выпускников склонны к долгосрочным инвестициям, поясняет генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team Алексей Горбунов, — именно в этих сферах существует огромный разрыв между усредненным высшим образованием и потребностями компаний. Остальные сферы, по его словам, развивались последние 20−25 лет не столь стремительно, поэтому компании имеют выбор на рынке труда.

Практика — критерий истины

Большинство базовых кафедр ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) работает со студентами магистратуры, которые имеют уже «качественно иной уровень» самосознания и мотивации, считает директор центра научного бизнес-партнерства Университета ИТМО Владлена Сергеева.

«На кафедре теоретической и прикладной информатики разработчика ПО Parallels в МФТИ слушатели выбирают интересующие их направления в разработке ПО, после чего решают практические задачи»,  — рассказывает вице-президент Parallels Николай Добровольский.
Код для действующих продуктов Parallels студенты не пишут, но могут использовать инфраструктуру компании, отрабатывая способность работать в команде, умение формулировать цели и достигать их к намеченным срокам.
КПМГ начинала с единичных мастер-классов и тренингов, а с 2012 года перешла к преподаванию отдельных дисциплин и факультативов. Принцип работы кафедры все тот же — тесная интеграция практики КПМГ и академического опыта университета, поясняет завкафедры аудиторской компании КПМГ в Финансовом университете Кирилл Алтухов. Сотрудники аудиторской компании руководят научной работой, проводят мастер-классы, организуют стажировки и практики, а также участвуют в приеме госэкзаменов и защите дипломов.

У завода «Самаралакто» (входит в Danone) похожий подход: студенты его базовой кафедры на факультете пищевых производств СамГТУ проходят практику на производстве. Кроме того, компания предоставляет гранты, позволяющие мотивировать студентов и дать возможность проводить научные эксперименты на базе действующего производства, рассказывает директор по связям с общественностью и государственными органами Мария Жаркова.
Большинство базовых кафедр ИТМО работает со студентами магистратуры, которые, считают в вузе, имеют уже «качественно иной уровень» самосознания и мотивации.
Инвестиции с отложенным эффектом

Годовые затраты на функционирование базовой кафедры «Самаралакто» оценивает примерно в 200 000 руб. Эта сумма складывается из доплаты сотрудникам за наставничество, грантовых премий, стоимости спецодежды для стажеров и т. д.

Но основные издержки, соглашаются все опрошенные, — время и силы, которые тратят их сотрудники на подготовку лекций, методических материалов, проверку заданий, параллельно с этим продолжая работать на основной работе. При этом, например, в КПМГ задействуются ведущие работники — директора и партнеры.

Несмотря на эти затраты, никаких кабальных соглашений со студентами базовых кафедр опрошенные компании не заключают, максимум — подписывают на время стажировок трудовые договоры. Плюс пункт об обязательном прохождении производственной или дипломной практики на «Самаралакто» включается в договор о получении грантовых премий.
В начале августа материнская структура КПМГ объявила, что «фундаментально меняет процесс рекрутинга и подготовки аудиторов». Отныне она будет полностью оплачивать обучение, проживание и питание пятидесяти студентам двух американских университетов, которые осенью 2017 г. начнут магистерскую программу, а в перерыве между семестрами будут работать в KPMG в качестве аудиторов-стажеров.
И их дивиденды

В качестве критериев эффективности вложенных усилий компании, как правило, рассматривают число выпускников, а также количество людей, пришедших с базовой кафедры.

У Parallels, например, выпускников более 600. Некоторые из нынешних вице-президентов компании учились у ее же сотрудников, доволен Добровольский. При этом выпускники кафедры — специалисты, умеющие делать не просто «отличные, быстро работающие» алгоритмы и программы, но и такие, которые при этом еще и «красиво выглядят, интуитивно понятны и просты в использовании». С этим, как признается вице-президент Parallels, пока в России «беда».

«Левада-центру» для обновления кадрового состава тоже вполне достаточно тех примерно 15 человек из нескольких десятков, прошедших через его базовую кафедру в Высшей школе экономики, говорит директор центра Лев Гудков.

Соотношение общего числа студентов базовых кафедр и тех, кто в итоге остается работать в компании, как правило, не очень велико. Но это не беда: даже если кто-то из стажеров чувствует, что работа в Parallels — это «не его», то не стоит мешать людям пробовать что-то новое, настроен философски Добровольский. Похожий подход у КПМГ: «Мы делаем все, что в наших силах, чтобы привлечь и заинтересовать самых мотивированных и талантливых ребят, но всегда позиционировали себя как employer of choice».

Даже если из десяти человек остается один, но при этом удается закрывать дефицитные позиции и получать приверженных компании и продукту сотрудников, то нельзя назвать пустыми усилия, вложенные в базовую кафедру, считает Мария Жаркова из «Самаралакто». За три года существования кафедры «Самаралакто» приняла на работу десять сотрудников из числа ее выходцев (всего на заводе работает 340 человек), некоторые из них уже получили повышения в должности или перешли в другие подразделения.
Цель базовых кафедр — передать накопленные знания будущим специалистам и подготовить их к работе в бизнес-среде, показать карьерные возможности.
Взгляд с другой стороны

Несмотря на то что знания и навыки выпускников базовых кафедр более актуальны, гарантией трудоустройства это служить не может, полагает Алексей Горбунов из SQ-Team. «Не все с нашей кафедры могли устроиться в РКК „Энергия“, несмотря на то, что это была партнерская компания», — подтверждает выпускник Технологического университета Королева Константин Шатоха.

Тем не менее, если удается встроиться в компанию во время обучения, это может принести неплохие плоды. Parallels ставила действительно интересные задачи, давала возможность проводить научно-исследовательскую работу и платила хорошие стипендии, вспоминает выпускник базовой кафедры Parallels 2016 г. Николай Ефанов, проходивший на 4−5 курсах стажировку в компании. По его словам, из тех, с кем он на третьем курсе начинал учиться на этой кафедре, к выпуску не осталось никого: «Перспективы очень привлекательные, но на них нужно очень много трудиться».
Многим это не по душе — работать глубоко и по узкому конкретному направлению, от этого возникает внутренний конфликт, решаемый сменой направления — например, на более математическое или прикладное.
Привлечь и удержать

Действительно, студенты избирательны, и самые толковые из них посещают программы и мастер-классы всех крупных компаний — приходится рассказывать о преимуществах перед прямыми конкурентами, подтверждает Кирилл Алтухов из КПМГ. А также проводить специальные мастер-классы, чтобы скорректировать ожидания и самооценку студентов базовых кафедр. Это проблема всего поколения Y, ориентированного на получение быстрого результата — им сложнее доносить, что чтобы претендовать на определенную компенсацию, нужно иметь не только теоретические, но и практические знания, которые можно получить только в ходе работы.

Если же конкурентов на рынке нет, как нет их, например, у «Самаралакто», то проблема завышенных ожиданий не стоит. Они бывают у ребят, которые во время учебы не видят реального производства и не представляют всей сложности управления процессами на современном молочном комбинате, считает Мария Жаркова.


Текст: Мария Алешко
Фото: пресс-службы Parallels, ИТМО
Повар срочно
Сеть ресторанов "Теремок" Ресторан быстрого питания
40 000 руб.
Повар срочно
Азбука вкуса Розничная сеть
35 000 руб.
Врач-оториноларинголог
Golden medical club, ООО Медицинский центр
70 000 – 120 000 руб.
Начальник отдела генеральных планов
НИКС Оптово-розничная компания
70 000 руб.
Менеджер по продажам
Серебряная нить, ООО Оптовая компания
50 000 – 110 000 руб.
Танцовщик/ца гоу-гоу
RestConsalt Бар
55 000 – 110 000 руб.
Охранник
Master-Staff Group HR / Кадры / Подбор персонала
50 000 – 70 000 руб.
Продавец-консультант
RENDEZ-VOUS Сеть магазинов
60 000 – 100 000 руб.
Личный водитель
ООО ТГА ГРУПП Ремонтно-строительная компания
70 000 руб.
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: