Как вести соцсети, чтобы не потерять работу

Колонка Кирилла Медведева, HR-директора SearchInform
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 9 августа 2016
Представьте, между работодателем и сотрудником возник конфликт из-за негативного поста в социальных сетях. Работодатель заявляет об ущербе репутации, а сотрудник парирует: «Что такого? Это моя страница: пишу, что хочу». Если сторонам мирно не разойтись, придется обращаться в суд. И уже юристы определят, где заканчивается «моя страница» и начинается нарушение, за которое могут уволить.
Кирилл Медведев,
HR-директор SearchInform
В новостных лентах все чаще попадаются сообщения, что человек лишился работы за некорректное поведение в соцсетях. Должности — от рядовых менеджеров до чиновников уровня заместителя министра. Федерального судью Улан-Удэ уволили за публикацию фотографии с бутылками алкоголя. Дело рассматривала комиссия при совете судей Бурятии, которая нашла нарушения Кодекса судейской этики.

В целом за последние два-три года в вопросах соцсетей юридическая практика шагнула далеко вперед. К примеру, Федеральная палата адвокатов России в этом году примет документ, устанавливающий правила поведения самих адвокатов в интернете и в первую очередь в социальных сетях. «Мы дорожим своей профессией, и нам важно, что люди думают о нас», — заявил президент палаты Юрий Пилипенко.
HR-менеджеры, оценивая кандидатов, просматривают их профили в ВКонтакте, Facebook и т. п. И фото с вечеринок, репосты из таких групп, как MDK, некорректные высказывания в адрес коллег не повысят ваши шансы получить хорошую работу.
Три базовых правила поведения в сетях

1. Не публикуйте все подряд

Прежде чем написать негатив о компании, «мысли вслух» или рассуждения, почему вас не устраивает начальство, подумайте о последствиях. Может быть вас не сильно волнует, что тем самым вы нанесете урон HR-бренду работодателя, однако проблемы могут возникнуть и непосредственно у вас. Печальных примеров хватает: молодого человека уволили за твит о работе: «Еще один день в этом аду». То же самое касается фото. Размещая снимки себя и коллег в рабочее время в «нерабочем» состоянии, вы прямо вредите своей профессиональной репутации и имиджу компании, и это, скорее всего, повлечет негативные последствия.

2. Будьте бдительны

Во многих компаниях сотрудники подписывают соглашение о неразглашении конфиденциальных данных. По данным нашего исследования, это делают в 84% российских компаний. Инструктаж по вопросам информационной безопасности проводят в 72% организаций. Тем не менее осторожность соблюдают немногие сотрудники, зачастую относясь к правилам ИБ формально.

К примеру, случай из практики наших клиентов: сотрудники производственного предприятия вышли на работу в выходные, служба безопасности проанализировала их работу в эти дни. Оказалось, в субботу сотрудники посетили секретный объект, сфотографировались на фоне разобранной ракеты и выложили фотографии в социальные сети. Снимки оперативно удалили, ведь их распространение привело бы к расторжению контракта с крупным заказчиком и потере 250 млн рублей выручки. Однако сотрудников все же уволили за разглашение корпоративной информации.

3. Тратьте рабочее время на работу

Хотя в последнее время игра Pokemon GO становится основным таймкиллером, обгоняя по популярности даже Facebook, соцсети по-прежнему отъедают серьезную часть рабочего времени.

Пример из опыта наших клиентов: в компании по продаже сантехнического оборудования сотрудница, заведующая складом отгрузки товаров, жаловалась на переработки, нехватку времени и просила нанять помощницу. В тестовом режиме на компьютер заведующей была установлена система контроля рабочего времени. Оказалось, что 4−5 часов рабочего времени она проводила в соцсетях — просматривала новостную ленту и общалась с друзьями.

Руководство решило все-таки нанять второго специалиста, рабочий ПК которого также мониторился системой учета рабочего времени. Через два месяца стало понятно, что новая сотрудница добросовестно выполняет свою работу, а ее начальница увеличила время, проводимое в соцсетях, до шести часов. Итог несложно предсказать: новую сотрудницу назначили руководителем, а прежнюю уволили.
В кино о полицейских часто звучит фраза: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде». Эти слова приобрели новый смысл в эпоху социальных сетей.

Граница между личным и общедоступным в современном обществе чрезвычайно размыта. Сама идея социальных сетей основана на том, чтобы донести какую-либо информацию до определенной (а если нет настроек приватности, то и неопределенной) группы людей. Поэтому последствия публикации в соцсетях сопоставимы с громким высказыванием в толпе.


Иллюстрация: byung chul kim
Повар-кассир срочно
Теремок-Инвест, АО Ресторан быстрого питания
до 50 000 руб.
Торговый представитель HoReCa
ООО ОРИМИ ТРЭЙД Торговая компания
50 000 – 70 000 руб.
Торговый представитель (ВАО)
Мясницкий ряд, Компания Производство / Агропром
50 000 – 80 000 руб.
Врач аллерголог - иммунолог
СМ-Клиника Лаборатория
60 000 – 80 000 руб.
Инженер-конструктор авиационных двигателей
МПО ИМ. И.Румянцева, ОАО Производственное объединение
80 000 – 150 000 руб.
Агент по недвижимости
Охотный Ряд Агентство недвижимости
80 000 руб.
Директор магазина ( м. Раменки)
Пятерочка Сеть магазинов
45 000 – 100 000 руб.
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: