Приглашают на собеседования, но не на работу

Что я делаю не так?
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 22 января
Вам кажется, что вы успешно прошли собеседование и со дня на день стоит ждать предложение. Но вместо него приходит отказ. Если ситуация повторяется из раза в раз — это повод задуматься: в чем же дело.
Разобраться поможет эксперт Rabota.ru, HR-менеджер компании «Бизнес-Линк» Екатерина Федорова.
Екатерина Федорова
Как правило, представителей массовых и линейных профессий (менеджеров по продажам, водителей, бухгалтеров и проч.) после отклика на вакансию ждет общение с HR-менеджером компании. Это наиболее частый вариант.
Для специалистов (программисты, дизайнеры, юристы и проч.) и топ-менеджеров собеседование может проходить в два этапа: с HR-менеджером и потенциальным руководителем. В зависимости от принятых в компании правил, ее размера возможна предварительная беседа с HR по телефону, а собеседование — только с руководителем.

В любом случае на каждом из этих этапов можно допустить досадные промахи, которые смажут все впечатление от интервью. Рассмотрим ошибки.
На встрече с HR-менеджером

Не будьте угрюмы
Хмурый сосредоточенный взгляд, напряженная поза, настороженность — вы как на допросе. Это практически всегда отталкивает собеседника — угрюмых и агрессивных мало кто любит.

Вам стоит понять, что рекрутер или HR-менеджер — вам не враг. Компания заинтересована в специалисте, вы — в работе. Смотрите на интервью как на возможность выяснить — есть ли шанс построить конструктивные отношения. Поэтому будьте приветливы, доброжелательны и обаятельны. Это сильно увеличит шансы на успех.

Избегайте злословия
Иногда соискатели пытаются выставить себя в выгодном свете (возможно, из-за волнения) и начинают плохо отзываться о бывших коллегах, начальнике, критикуют их. Такое поведение отталкивает: сплетники и ябеды никому не нужны.

Говорите о своих достоинствах, а про чужие недостатки забудьте. Если же вас прямо спрашивают об отношениях в коллективе — сообщайте факты коротко и сухо. Например, не надо уточнять, что «у коллег все время проблемы, они не отправили договор партнеру вовремя, и мне пришлось разбираться в ситуации». Фразы «подвели партнеры» будет вполне достаточно.

Не теряйте самообладание
Иногда соискатель так нервничает, что буквально лишается дара речи и не может внятно ответить на простейшие вопросы. Например, однажды претендентка на должность менеджера в нашей компании на вопрос, контактировала ли она когда-нибудь с нашим основным заказчиком, умудрилась забыть, что целый год проработала в его дочерней фирме!

Как с этим бороться? Во-первых, можно честно предупредить собеседника, что волнуетесь. Конечно, такое признание может отнять у вас несколько баллов. Но это лучше, чем произвести впечатление косноязычного и невнимательного человека.
Во-вторых, можно подготовить ответы на стандартные вопросы заранее и выучить их наизусть. Или даже сделать шпаргалку. Нет ничего страшного в том, чтобы время от времени посматривать в блокнот!
В-третьих, не отказывайтесь от приглашений на собеседования — чем их больше, тем выше ваши шансы найти работу и уверенность в себе. На первом интервью страшно, на пятом уже легче, к десятому — привыкните, да и ответы на вопросы уже будут выскакивать на автомате. А вот успокоительные глотать не советую: многие из них обладают затормаживающим эффектом, и вы рискуете выглядеть вялым и сонным.

Не пренебрегайте дресс-кодом
Внешний вид — это очень важно. От него зависит первое впечатление о претенденте (дресс-код на собеседовании никто не отменял).
Другой нюанс: если ваше «оперение» сильно отличается от того, что принято в этой «стае», у ваших собеседников в голове прозвенит тревожный сигнал: «Чужой! Не сработаемся!!!» И это касается не только рваных джинсов и синих волос там, где принят деловой стиль, но и строгого костюма в компании креативщиков, у которых деловой стиль ассоциируется исключительно с кредитными менеджерами и похоронными агентами!

Потому при подготовке к собеседованию уделите внимание и костюму. Чтобы не ошибиться с выбором, можете накануне собеседования подъехать к офису и понаблюдать, как там принято одеваться.

Не будьте безразличны
Я вполне допускаю, что единственное, что для вас важно, — это зарплата. Но зачем же рассказывать об этом работодателю?! Если перед собеседованием вы не удосужились хоть немного узнать о том, чем занимается компания, — ваши шансы невелики. Поэтому, получив приглашение на интервью, не поленитесь просмотреть доступные источники — сайт компании, статьи в Интернете, странички в соцсетях. Знание основных вопросов — большой плюс вам как соискателю.

Еще один маркер, выдающий вашу незаинтересованность, — скупые ответы. Не надо цитировать резюме. Рекрутер его уже прочитал! Расскажите о себе живым языком, включите харизму и продемонстрируйте собеседнику свой искренний интерес!

Не давите на жалость
Вы пришли не в благотворительный фонд за помощью. Так что пятеро детей, больные родственники и старые собаки, которым надо гулять пять раз в день, — это ваши проблемы. Если вам действительно нужны какие-то особые условия — например, ребенка из сада нужно забрать не позже определенного времени, не стоит говорить об этом с самого начала. Отложите этот разговор на тот момент, когда вы уже получили job offer (предложение) и обсуждаете с работодателем условия вашего контракта.

На встрече с будущим руководителем

Не перехваливайте себя
Если HR-менеджер проводит первичный отбор, то задача будущего начальника — копнуть поглубже, определить ваши профессиональные компетенции. Основная ошибка — много говорить о своем опыте и профессионализме, при этом никак не соотносить их с задачами, которые нужно будет решать на новой позиции.

Руководитель — не рекрутер, у него может и не быть большого опыта проведения собеседований и общения с кандидатами. Помогите ему разглядеть в вас заинтересованного и подходящего компании профессионала: задавайте вопросы о функционале, упоминайте о навыках, которые могут пригодиться на новой работе, и проч. Если вам удастся построить конструктивный диалог — шансы на успех возрастут.

Не изображайте из себя супермена
Человек без слабостей и ошибок — просто идеал. Бесстрастный робот в сверкающей броне. И что с вами делать бедному начальнику? Как управлять? За какие «ниточки» дергать, чтобы влиять на вас?

Даже будучи признанным профессионалом — не зазнавайтесь, не торопитесь демонстрировать потенциальному шефу свое превосходство. Когда вас примут на работу, появится много возможностей проявить себя. А пока будьте сдержанны.

На доверии
Знаете, чего меньше всего хочется любому шефу? Быть нянькой и надсмотрщиком. Постарайтесь показать ему, что вы достаточно самостоятельны и ответственны, чтобы он мог не стоять у вас над душой, контролируя каждый шаг. Но при этом достаточно лояльны, чтобы не перешагнуть в какой-то момент через его голову. Что для этого нужно? Подходящие примеры из вашего прошлого опыта (двух-трех будет достаточно).

Разумеется, есть и другие причины для отказа — от личной антипатии до отсутствия некоторых нужных компетенций. Однако найти соискателя, абсолютно соответствующего требованиям вакансии, невозможно. И job offer часто получает тот соискатель, который сумеет избежать перечисленных выше ошибок. Успешного поиска работы!

Обложка: pixabay.com
Начните искать работу сегодня: свежие вакансии на Rabota.ru
Водитель (корпоративные клиенты) Срочно
ИБФ-Моторс
Пассажирская компания
40 000 – 50 000 руб.
Охранник на вахту Срочно
ЧОО СБС
Охрана / Безопасность
25 500 руб.
Монтажник окон ПВХ Срочно
ООО ТГА ГРУПП
Ремонтно-строительная компания
120 000 руб.
Консультант продавец
JCat, сервис размещения объявлений
Агентство по подбору персонала
60 000 руб.
Все вакансии
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: