Школьные занятия через веб-камеру

Преподавательница физики о своей работе, дистанционном обучении и о том, почему она бросила офис ради школы
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 9 апреля
На этой неделе началась новая учебная четверть, которая станет для учителей настоящим испытанием — ведь из-за пандемии коронавируса преподавать тоже придется удаленно. Татьяна Жихарева, преподавательница физики в Предуниверсарии МАИ, рассказала редактору сервиса Работа.ру, каково это — работать удаленно, с какими сложностями сталкиваются преподаватели в школах и каким должен быть идеальный учитель.
Татьяна Жихарева
Преподаватель физики в Предуниверсарии МАИ
Александр Шестаков
Редактор сервиса Работа.ру
О своей работе в школе
Расскажи, как ты попала в школу? Почему решила пойти преподавать?

Я с первого курса занималась репетиторством. Занималась с отстающими ребятами математикой и физикой, а когда ввели ЕГЭ и ОГЭ — подготовкой к сдаче экзаменов. После окончания университета устроилась на работу в офис, но оставила репетиторство «для души» на выходных. Так и жила, пока в какой-то момент мне не пришла в голову мысль, что логично в будние дни заниматься тем, к чему лежит душа. Я год искала себе школу, но меня нигде не хотели брать, потому что по образованию я физик, а не педагог, а государство готовило законопроект, по которому работать с детьми в школах могут только люди с педагогическим образованием. Стала искать программу переподготовки и узнала о программе «Учитель для России». Программа дает возможность совмещать учебу во ВШЭ и работу в школе как непосредственную практику. Прошла отбор — и стала учителем!
«Учитель для России» — общественная программа, в рамках которой выпускники вузов могут пройти профессиональную переподготовку и на два года устроиться преподавателем в школу. После этого они могут либо вернуться к предыдущей работе, либо продолжить преподавать.Это проект благотворительного фонда «Новый учитель» в партнерстве с фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Высшей школой экономики. К этому году программа работает в 78 школах и 6 регионах, в целом учителя проекта обучают более 34 тысяч детей.
Насколько вообще сложно работать учителем? Как сейчас обстановка в школах?

Очень сложно. Я знаю, что есть люди, поступающие в педвузы из-за недостатка баллов на ЕГЭ. Но мне кажется, если душа не лежит к работе с детьми, не надо идти в школу.
«Каждый урок — публичное выступление, к которому нужно быть готовым на все сто»
Работа сама по себе специфическая. Каждый урок — публичное выступление, к которому нужно быть готовым на все сто. А чтобы подготовиться, нужно потратить времени ровно столько же, сколько длится урок. Даже если уже есть готовый урок, он все равно готовился для других детей и может не подойти из-за того, что у них другие интересы, возможности, в том числе и электронные.

Так еще и ученики бывают разные. В одном классе будут учиться как фанаты предмета, так и те, кому не хочется ничем заниматься. Часто последние — это хулиганы, с которыми пока не договоришься, уроки вести не получится. У меня однажды на уроке один ребенок кинул стул в сторону другого. Есть алгоритм, как подключить к работе с такими ребятами администрацию, родителей и КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних — Прим. ред.), но это долгая, полная формальностей процедура.
«Чтобы работать в таком ритме, нужно, чтобы работа имела больший смысл,
чем деньги»
Плюс хоть и говорят, что с учителей сняли «бумажную» работу, в действительности она стала электронной. Все учебные программы и планы нужно всё равно написать, но в Word. Электронный журнал нужно заполнить.

Если сложить время, которое уходит на всё, то работать можно с утра до поздней ночи, и так по кругу день за днем. Чтобы работать в таком ритме, нужно, чтобы работа имела больший смысл, чем деньги. Чтобы встречи с любыми учениками давали драйв, энергию, вдохновение.

Обстановка в школах очень разная. Есть школы, где у ученика за учебный год трижды сменится учитель, а есть школы с традициями, где уже по 30 лет работают одни и те же педагоги. Есть школы, ориентированные на то, чтобы их дети глубоко изучили предметы программы, а есть такие, что набирают баллы, формально участвуя в мероприятиях, которые ученикам не нужны. Так что есть еще над чем работать.
«Зарплата учителя и зарплата офисного работника примерно одинаковые»
А что сейчас в школах с зарплатами?

В Москве с зарплатами за последние несколько лет стало хорошо. Зарплата учителя и зарплата офисного работника примерно одинаковые. Понятно, что я, как молодой педагог, без стажа и категории, получала гораздо ниже моих коллег. Но это вопрос времени. В регионах, говорят, пока что не так, но над этим тоже работают.
Об удаленной работе во время пандемии
Как повлияла пандемия коронавируса на учебный процесс? Вы теперь работаете из дома?

Сначала ввели свободное посещение школы. И учебный процесс «раздвоился»: сначала проводишь уроки для тех, кто пришел в школу. Затем собираешь электронные материалы для тех, кто занимается из дома, проверяешь их домашнюю работу.

А сейчас, когда нас перевели на удаленное обучение, все работаем и учимся из дома.
«Сейчас возможности дистанционного образования очень широки и любой, кто не поленится, найдет то, что подойдет ему и его ученикам»
Сложно ли было перейти на дистанционное обучение? Какие технологии (программы и приложения) вы используете? Поменялась ли учебная программа?

У нас молодой коллектив, поэтому нашей школе (сейчас я работаю в Предуниверсарии МАИ) было несложно перейти на электронное обучение. Мы составили расписание, чтобы не перегружать учеников. Теперь часть уроков предполагает самостоятельное освоение материала, а часть осталась в привычном формате. На онлайн-уроках ученики задают вопросы по теме, которую самостоятельно осваивали дома, мы разбираем решение задач, которые не получились, проходим новые темы, пишем «летучки».
Для онлайн-конференций очень подходит Zoom, для «летучек» Kahoot! и Online Test Pad, все задания в «Google Классе», ученики туда же сдают решения. Есть возможность геймифицировать образовательный процесс с Nearpod, например. Вообще, сейчас возможности дистанционного образования очень широки и любой, кто не поленится, найдет то, что подойдет ему и его ученикам. А ученикам, кажется, разнообразие электронных форматов даже нравится.
Предуниверсарий МАИ — это школа для учеников 8–11 классов при Московском авиационном институте. В отличие от обычных школ здесь больше часов математики и физики, а часть проектов ученики делают совместно со студентами МАИ.
Здание Предуниверсария на улице Острякова
Какими программами пользуется Татьяна в работе:
  • Zoom — Сервис для видеоконференций и групповых звонков. Стал очень популярен во время пандемии
  • Kahoot! — Сервис для создания викторин, для обучения в игровой форме. Позволяет создавать квизы и делиться ими удаленно с учениками.
  • Online Test Pad — Конструктор тестов. В Online Test Pad можно создавать тесты, сканворды, кроссворды, опросы и логические игры.
  • «Google Класс» — Бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google специально для преподавателей. Он позволяет создать свой курс, поделиться им с учениками, а также прикрепить к этому курсу задания.
  • Nearpod — Сервис, с помощью которого можно делать интерактивные презентации и делиться ими с учениками в режиме реального времени.
Как устроено преподавание из дома?

Мы сдвинули начало уроков на час. Первый урок начинается в 9:30. У меня есть рабочее место: маркерная доска (по счастливому стечению обстоятельств оказалась дома) и гладильная доска (для регулировки высоты) с ноутбуком. Форма одежды — как в школу, это создает рабочую атмосферу. За 10 минут до начала урока я в «классе», то есть в своей видеоконференции, у учеников есть ссылка на нее, они подключаются. С теми, кто подключился до начала урока, мы общаемся, обмениваемся информацией, кто как сейчас живет. Для всех режим самоизоляции — это новый ритм жизни.

Когда начинается урок, я проверяю присутствующих, и начинается учебный процесс. Фронтально урок провести не получится, потому что от лекции дети засыпают на 10-й минуте и присутствуют на уроке «номинально». Я предлагаю им разные форматы, стараюсь, чтобы урок проходил динамично. Решили задачу — узнали новую тему — в игровой форме прошли простой тест — вместе разрисовали картинку, решая задачу, — решили пару задач посложнее. Домашнее задание — тест с аналогичными заданиями с урока, чтобы проверить, как ребята усвоили тему.

Мне очень важно, чтобы ученики освоили образовательную программу в полном объеме. Несмотря на дистанционный режим, планку я не снижаю. Большинство моих коллег придерживаются той же позиции, поэтому для учеников поменялся формат, но не содержание.

Как устроена при домашнем обучении организационная работа и работа с документами? Общаешься ли ты с коллегами?

Мы ведем электронный журнал. Я веду свой бумажный, заношу туда должников, отсутствующих, активно работающих. С коллегами мы на связи 24/7, мне кажется. Если кто-то нашел новый интересный инструмент, делится со всеми. Если есть какая-то проблема, обсуждаем ее вместе, думаем, как решить. Вчера у нас был первый онлайн-педсовет, очень продуктивный. Я, как классный руководитель, провела два классных часа и одно родительское собрание онлайн, было даже живее, чем на очных встречах!
Татьяна и ее коллеги. Фото: Предуниверсарий МАИ
О трудностях, мотивации и страхе потерять работу
Насколько стало сложнее по сравнению с работой в школе? Может быть, что-то стало легче?

Времени уходит больше, чем очно. Может быть, это из-за непривычного нового формата. Если хочется, чтобы урок был насыщен сменой деятельности, приходится к уроку готовить игру на стороннем ресурсе, презентацию, задания своего авторства, чтобы они не гуглились сходу. Приходится больше вчитываться в домашнюю работу, чтобы понять, как ребята усвоили материал.

Изменилась ли зарплата после перехода на дистанционное обучение? Может быть, за счет дополнительных часов или продленки?

Нам повезло, зарплата осталась та же, в этом есть заслуга нашего директора.
«Школа — это не только синусы, месторождения и законы Ньютона. Это друзья, это коллектив, это атмосфера, школьный движ»
Смогла бы ты работать удаленно всё время или готова к такому формату только в критической ситуации?

Мой опыт говорит, что дети не смогут удаленно. Потому что школа — это не только синусы, месторождения и законы Ньютона. Это друзья, это коллектив, это атмосфера, школьный движ. Мы, педагоги, пытаемся это как-то компенсировать: например, мы завели свой инстаграм-канал, в котором учителя и дети проводят утреннюю зарядку, постят мемы, устраивают челленджи, вечерние чтения. Но это не заменит живого общения. После наших онлайн-уроков, если детям не нужно на следующий урок, они остаются, чтобы поговорить с одноклассниками, обменяться историями о том, как дела дома.

Если говорить не о желании, а о способности, то да, я могла бы вести уроки дистанционно и отвечать за их качество.

Не страшно ли потерять работу в такой период? Или, может быть, есть страх, что зарплаты снизятся?

Потери работы как средства к существованию я давно не боюсь. Я хороший, востребованный специалист, и спрос на мои услуги выше, чем я могу охватить. Я думаю, это больше страхи тех, кто не смог подстроиться под изменения последних дней.

Кому из сферы образования, на твой взгляд, сейчас тяжелее всего работать?

Администрации стало сложнее держать руку на пульсе. С одной стороны, разрывают на части родители учеников с миллионом вопросов, а с другой — учителя, подстроившиеся каждый по-своему, всё-таки. Потому что единой методики дистанционных занятий у педагогов нет. В школе нет администраторов онлайн-курсов или методистов по онлайн-обучению, как, например практикуется на дистанционных курсах английского.
«Я шла в школу, чтобы делать любимое дело, которое мне кажется очень важным и полезным для общества»
Тем, кто проводит срезы знаний сейчас, вообще не ясно, как это делать. Раньше учителя следили, чтобы ученики диагностики не списывали, а теперь это делать некому.
Мемы про дистанционное образование, которыми Татьяна делится в социальных сетях
Как ты думаешь, что может мотивировать человека пойти работать преподавателем?

Я думаю, конкретный мотив у каждого будет свой. Я шла в школу, чтобы делать любимое дело, которое мне кажется очень важным и полезным для общества. Я чувствую, как наша встреча с учениками что-то меняет в них, и получается, что я немного влияю на то, в каком обществе буду жить через 10 лет.
Об идеальном преподавателе
Каким должен быть, на твой взгляд, идеальный преподаватель сейчас и вообще?

Идеальный преподаватель, как и любой другой идеальный сотрудник, должен обладать качествами из популярных сейчас списков «7 качеств современного человека».

Нужно быть гибким и легко подстраиваться под динамичные внешние условия. Как мы видим, сейчас это качество нужно, как никогда.

Нужно постоянно учиться.

Нужно уметь работать в команде с учениками. Современная педагогика — это не диктатура авторитета, а лидерство педагога в партнерстве с учеником.

Нужно обладать навыком критически мыслить и обучать этому учеников.

Нужно осознанно подходить к образовательному процессу. Знать, зачем ты здесь сегодня, эту неделю, этот учебный год. Это не дает выгорать.

Нужно уметь отдыхать. Для учеников важно видеть такого же человека в преподавателе. С хобби, друзьями, делами выходного дня.

И, как завещал Януш Корчак, нужно знать, «Как любить ребенка».
Татьяна с коллегой показывают физический эксперимент. Фото: «Учитель для России»
Поменялось ли у тебя отношение к своим учителям, после того как ты сама начала преподавать?

Да, в отдельных случаях очень сильно. Когда пропускаешь свои детские воспоминания через призму своего педагогического опыта, невольно начинаешь смотреть с точки зрения педагога на то, что происходило. По отношению к некоторым я начала чувствовать глубокое восхищение, поняв, сколько сил у них уходило на нас и наши уроки. Хочется однажды дорасти до их уровня педагогического мастерства.

А кем ты хотела стать в детстве?

Вы будете смеяться! Я хотела быть учительницей. Обожала школу и процесс учебы, лекции для кукол и мягких игрушек читала. Но родители, желая мне лучшего будущего, отвергли эту идею еще в детстве, а после получения мной высшего образования однозначно настояли на «нормальной» работе в офисе. Поэтому мой путь в школу занял почти восемь лет самоопределения. Но я не жалею об этом, потому что мой опыт очень помогает мне в школе. А для учеников я как будто с другой планеты. Могу рассказать про работу рекламных агентств, таргетирование рекламы и взаимоотношения с клиентами.
Обложка: Stories / Freepik
кладовщик срочно
РОНИН, ООО Оптовая компания
50 000 руб.
Охранник срочно
ООО ЧОП "Материк" Охранное предприятие
25 500 – 60 000 руб.
Водитель-экспедитор категория Е срочно
ЕвроРусТранс Логистическая компания
80 000 – 120 000 руб.
Главный сварщик проекта
СТАЛЬКОН. ПСФ. ООО Строительная компания
77 000 руб.
Охранник
ЧОП "РУБИКОН" Охрана / Безопасность
50 000 – 70 000 руб.
Техник по ремонту
Моссервис Ремонтно-строительная компания
70 000 руб.
Сантехник-универсал
Русский Ремонт Ремонтно-строительная компания
65 000 – 95 000 руб.
Водитель такси
65 000 – 155 000 руб.
Полицейский
55 000 – 70 000 руб.