Соцпакет: что желаем, что имеем

7 октября 2011

Результаты опросов портала Rabota.ru

Соцпакет: что желаем, что имеем

Для организации труда и стимулирования сотрудников в условиях рыночной экономики активно используется социальный пакет. Безусловно, достойная оплата труда может в какой-то мере компенсировать затраченные усилия, поощрить энтузиазм и вдохновить на новые свершения. Деньги решают почти все, но, оказывается, не всегда. В настоящее время, по данным соцопросов, около 75% россиян при выборе компании-работодателя считают одним из наиболее важных факторов именно соцпакет. Что такое соцпакет, какие составляющие в его рамках предлагают работодатели и что привлекает соискателей?

Соцпакет или требования законодательства?

В соответствии с требованиями современного бизнеса и новыми критериями организации труда большинство компаний стараются уделять должное внимание материальной и нематериальной мотивации сотрудников.

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных видов мотивации является социальный пакет, который включает в себя льготы, предоставляемые работодателем дополнительно к закрепленным трудовым законодательством правам работающего.

Нередко соискатели (и некоторые работодатели) ошибочно считают соцпакетом то, что узаконено требованиями ТК РФ: оплату больничного, официальное трудоустройство, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. Это неверно, поскольку соцпакет — это все, что может предложить наниматель дополнительно, сверх общей нормы, от себя лично и главное — за собственные деньги.

Об ожиданиях и предпочтениях

Итак, что такое соцпакет с точки зрения работника? Специалисты аналитического центра портала Rabota.ru спросили соискателей о наиболее значимом для них содержании соцпакета. На вопрос «Какие элементы соцпакета вам наиболее интересны?» ответили 3150 человек.

18% участников опроса (564 респондента) отдали предпочтение наличию полной оплаты больничного листа и отпуска по беременности и родам вне зависимости от стажа сотрудника. Это неудивительно, поскольку очень большое количество спорных моментов в компаниях возникает именно по данному вопросу.

По 14% опрошенных (440 человек) считают наиболее интересными элементами соцпакета добровольное медицинское страхование сотрудника или членов его семьи, а также оплату жилья или предоставление ипотечного кредита. ДМС составляет основу полноценного соцпакета для сотрудников предприятия. Сегодня цивилизованные страховые отношения способствуют росту привлекательности компании для соискателей и инвесторов, стимулируют рост лояльности персонала за счет обеспечения специалистов дополнительными социальными гарантиями. Что касается оплаты жилья и возможности предоставления ипотеки, то все мы свидетели сохраняющейся тенденции роста уровня квартплаты и роста цен на недвижимость. Именно это и объясняет важность предоставления гарантии в отношении жилья.

10% участников исследования (322 человека) отметили первостепенную необходимость покрытия фирмой транспортных расходов. Многие вакансии на сегодняшний день требуют от сотрудников мобильности, работа часто имеет разъездной характер. Поэтому компенсация расходов на транспорт заслуженно замыкает своеобразную «тройку лидеров» в результатах проведенного опроса.

7% участников опроса (233 респондента) интересует такой элемент соцпакета, как льготное или бесплатное питание. Полис ДМС на стоматологические услуги необходим 5% опрошенных (149 человек). Лишь 6% проголосовавших (192 человека) хотели бы иметь возможность корпоративного обучения, что говорит о явной недооценке важности саморазвития, повышения квалификации, получения профессиональных сертификатов.

Около 5% работников (149 участников исследования) рассчитывают на льготные или бесплатные путевки на отдых, предоставление беспроцентного займа (потребительского кредита). Каждый двадцать пятый участвовавший в опросе выразил пожелание об оплате отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста, столько же голосов было отдано и за компенсацию расходов на бензин и ремонт личного автомобиля.

Около 2% голосов и менее получили остальные позиции анкеты: оплата мобильной связи, оплата или частичная оплата карты в фитнес-клуб, обеспечение корпоративным транспортом, выплаты при внештатных ситуациях (свадьба и т. п.). Последние предпочтения обычно соответствуют людям, занимающим топовые должности.

Конечно, заинтересовать «нужного» сотрудника можно по-разному: повышением оплаты труда, дополнительными бонусами или соцпакетом. Но если материальное стимулирование позволяет удержать востребованного рынком работника в компании на год-два, то полноценный социальный пакет, адекватный условиям и требованиям современной жизни, способен «привязать» сотрудника на гораздо более длительный срок.

Нужен ли соцпакет работодателю

Необходимость в появлении социального пакета сформировалась на основе западных традиций и норм ведения бизнеса, где эффективность этого явления уже давно проверена на практике. Сейчас соцпакет вошел в общепринятую практику и в российском бизнесе.

Для самих работодателей соцпакет является одним из показателей стабильности и успешности компании, высокого уровня корпоративной культуры и положительного имиджа. Набор льгот соцпакета определяется самой компанией, поскольку эти льготы оплачиваются за счет получаемой прибыли.

При проведении упомянутого выше опроса среди работодателей, в котором приняли участие 523 респондента, ответы на вопрос «Какие элементы соцпакета используются в вашей компании?» по одним и тем же позициям анкеты распределились несколько в другом соотношении, нежели среди соискателей.

На первое место работодатели выводят менее затратные статьи для наполнения соцпакета: мобильная связь оплачивается в компаниях 14% опрошенных работодателей (этот вариант ответа выбрали 74 участника опроса). 15% голосов набрал вариант ответа «Выплаты при внештатных ситуациях (свадьба и т. п.)» — его выбрали 76 работодателей. Можно отметить, что почти полное единодушие с соискателями выразилось в следующих пунктах опроса: добровольное медицинское страхование сотрудника или членов его семьи — 12% голосов (61 участник исследования); полная оплата больничного листа и отпуска по беременности и родам вне зависимости от стажа сотрудника — 8% (42 респондента); возможность корпоративного обучения — 10% (54 человека).

Около 12% работодателей (60 опрошенных) обеспечивают своих сотрудников льготным или бесплатным питанием, 7% (35 респондентов) компенсируют транспортные расходы. Всем остальным составляющим соцпакета, предложенным в анкете, было отдано от 1 до 4 % голосов.

В одной лодке

Рассмотрев содержание соцпакета с точки зрения соискателей и работодателей и подведя некоторые итоги, радостно отметить, что в пожеланиях работников и намерениях работодателей в этом плане нет принципиальных разногласий и противоречий.

В современной жизни социальный пакет из дополнительного метода поощрения превратился в постоянный и действенный инструмент мотивации сотрудников. Без предоставления соцпакета у работодателя практически нет шансов укомплектовать свой штат высококвалифицированным персоналом.

Для работников соцпакет сегодня — это необходимые социальные гарантии, позволяющие жить и работать в полную силу, а для компании — основополагающее условие перспективной и успешной деятельности.
 

Материал подготовлен Анастасией Пустоваловой, специалистом кадровой компании Tom Hunt
Rabota.ru

 

RSS
     
0

Другие статьи по темам: статистика, соцпакет

найти работу и вакансии