Все дело в спросе!

5 сентября 2010

Динамика зарплат в секторе товаров массового потребления

Все дело в спросе!

Сектор товаров массового потребления (или, как его называют в бизнес-кругах, FMCG) — один из немногих секторов торговли, которого не слишком сурово коснулся мировой экономический кризис (особенно в сравнении с финансовым, строительным и некоторыми сырьевыми секторами). Говоря по-русски, FMCG — это ширпотреб, только без того негативного оттенка, который это слово приобрело во время перестройки. Какие бы жестокие финансовые кризисы в мире ни случались, но покупать продукты питания и одежду люди все равно не перестанут.

Безусловно, совсем безоблачным период кризиса даже для компаний сектора FMCG назвать нельзя. Чтобы пережить непростое время, руководителям большинства фирм приходилось пересматривать свой бюджет и сокращать расходы. В том числе, ограничивать набор нового персонала. Подробнее об этом рассказывает консультант по подбору персонала отдела общего рекрутмента компании EMG-Professionals Василий Сойнов: «В период кризиса, а если быть конкретным — с января по декабрь 2009, — набор сотрудников, бесспорно, сократился. Многие компании ввели мораторий на подбор через рекрутинговые агентства и подбирали персонал исключительно своими силами. В основном набирали сотрудников на позиции среднего уровня, подбор топов практически не осуществлялся. Если говорить про позиции в продажах, то сокращение объемов подбора достигало 70%. Говоря про остальные направления, многие компании закрывали позиции, связанные только с текучестью кадров, многие не закрывали и этого, тем самым сокращая свой штат. Падали продажи, соответственно, сокращалось производство. Многие компании объединяли смены — ни о каком подборе речи не шло. Конечно, у любого правила есть исключения, и некоторые компании, имевшие резервы и принявшие решение на кризисной волне увеличить долю рынка, подбирали соответствующий персонал. Был спрос и на антикризисных менеджеров».

Зарплаты во время и после кризиса

Согласно исследованиям компании EMG-Professionals, даже на пике кризиса зарплаты на линейных должностях в секторе FMCG не особенно снизились и остались на конкурентном уровне (см. рис. 1). Так, средний оклад офис-менеджера в прошлом году составлял 20104 рубля (при минимальной зарплате в 12 000 рублей и примерном максимуме в 31 000 рублей).

В сфере HR специалисты по подбору персонала в среднем получали порядка 29 000 рублей (минимальный оклад HR-специалистов в прошлом году равнялся 22 000 рублей, а самый высокий — 44 000 рублей). Финансовый аналитик в среднем оценивался в 51 000 рублей (минимальная зарплата — 28 500 рублей, «потолок» — 98 430 рублей). Менеджеры по продажам могли рассчитывать на среднюю зарплату в 54 167 рублей (при этом стартовая зарплата равнялась 15 000 рублей, а самые успешные получали порядка 160 000 рублей). В сфере маркетинга ситуация была менее радужной — в среднем PR-менеджеры зарабатывали 18 800 рублей (при минимальном окладе в 10 000 рублей и максимальном — в 26 700 рублей). Специалисты по транспортной логистике получали в среднем около 68 000 рублей (минимальная зарплата логиста составляла 15 000 рублей, максимально специалисты этого уровня могли заработать до 173 000 рублей). Что касается заработка системного администратора, то в среднем он равнялся 39 000 рублей (самая низкая цена сисадмина составляла 22 000 рублей, самые дорогие стоили порядка 60 000 рублей).

В этом году экономическая ситуация, бесспорно, улучшилась. На рынке труда наблюдается заметное оживление, а работодатели (впервые с ноября 2008 года) проявляют активность в начале делового сезона и подбирают персонал. Естественно, они готовы предложить более высокую зарплату, нежели в минувшем году. О ситуации с оплатой труда в секторе FMCG в этом году рассказывает руководитель отдела исследований рынка труда и кадрового консалтинга компании EMG-Professionals Наталья Плотникова: «В среднем, по данным исследования, оклады специалистов в первом полугодии 2010 года по сравнению с 2009 увеличились на 6,32%, совокупные ежемесячные доходы — на 8,99 %. Среди компаний, постоянно принимающих участие в наших исследованиях, сектор FMCG занимает первое место по динамике роста заработных плат. В наибольшей степени выросли заработные платы на производстве среди квалифицированных рабочих (оклады 7,12% и доходы 6,42%). Административные позиции, в том числе и HR (6,58% и 6,13% соответственно). В крупных компаниях заработные платы увеличились в наибольшей степени (оклад на 5,38% и доход на 3,68%), по сравнению со средними (4,12% и 4,08% соответственно) и мелкими (1,37% и 1,15 %) компаниями. В основном изменения вызваны постепенным выходом компаний из кризиса и увеличением объемов продаж и — как следствие — производства. Также следует отметить государственную поддержку отдельных компаний отрасли FMCG».

Действительно, рост заработных плат в секторе FMCG заметен по сравнению с прошлым годом (см. рис.2). Что касается офис-менеджеров, то средний уровень их зарплаты вырос до 26 600 рублей, минимальный оклад в этом году составляет по-прежнему 12 000 рублей, а максимум достигает 50 000 рублей. Специалисты по подбору персонала в среднем получают 42 200 рублей. Их минимальная зарплата выросла до 30 000 рублей, а самый высокий показатель в этом году — 72 000 рублей.

Увеличилась и средняя зарплата финансового аналитика — в текущем году она равняется 65 000 рублей. Минимальный оклад остался на прежнем уровне — 28 500 рублей, однако их «потолок» стал выше — 147 600 рублей. Больше стали получать и сейлзы — средняя зарплата менеджера по продажам в этом году равна 69 000 рублей (минимум — 21 000 рублей, а максимум — до 223 000 рублей). Самый стремительный скачок уровня зарплаты наблюдается в сфере маркетинга. В этом году PR-менеджер в среднем может заработать 51 500 рублей. Минимальный оклад этих специалистов равняется 12 000 рублей, а максимальный достиг 192 600 рублей. Увеличилось и среднее вознаграждение за труд системных администраторов — теперь оно составляет 43 500 рублей. Начинающий специалист может рассчитывать на зарплату в 22 500 рублей, самая высокая зарплата — 92 000 рублей. Небольшой спад уровня заработной платы наметился только в сфере логистики. Средний заработок специалиста по транспортной логистике снизился до 44 000 рублей. В этом году минимальная зарплата этих сотрудников составляет 18 000 рублей, а лучшие специалисты могут рассчитывать на оклад около 98 000 рублей.

Почему растет зарплата?

Специалисты компании «EMG-Professionals» провели исследование касательно того, что влияет на уровень зарплат в секторе FMCG. В опросе, который предполагал выбор нескольких вариантов ответов, приняли участие 25 компаний. Результаты исследования показали, что главным фактором повышения заработной платы в большинстве компаний стали личные достижения сотрудника — этот вариант ответа набрал 85, 71% голосов. Действительно, в конечном счете, профессиональные успехи и уровень зарплаты каждого сотрудника зависят от того, как он будет трудиться. С этой идеей солидарны руководители почти всех компаний.

Равное количество голосов — 42, 86% — набрали варианты ответов «Политика компании» и «Ситуация на рынке». То есть, примерно в половине фирм, принявших участие в опросе, руководство заботится об уровне дохода своих сотрудников вне зависимости от их собственных достижений.
28, 57% голосов было отдано за вариант ответа «Достижения подразделения». Вероятно, для таких работодателей важен не только личный потенциал каждого сотрудника, но и его умение работать в команде. Столько же голосов набрал ответ «Другие факторы».

Ксения Герасимова
Rabota.ru

 

RSS
     
0

Другие статьи по темам: Зарплаты, динамика, FMCG

найти работу и вакансии